Формирование познавательной активности

 

Формирование познавательной и творческой активности как средства развития интеллектуальной одарённости.

 

   При разработке Федерального Государственного Образовательного  Стандарта   был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа — воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Д. А. Медведев на выборах в Госдуму поддержал мысль о необходимости особой заботы и поддержки одарённых детей. Кто же они – одарённые дети?

 

«Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок…»

 Есть такие слова у выдающегося педагога наших дней В.А. Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью.

           Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языку, энциклопедическим знаниям и так далее. Они раньше своих сверстников могут окончить школу и поступить в институт, защитить диссертацию. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы, со способностями к шахматам – становятся чемпионами, со способностями к русскому языку и литературе, ещё будучи школьниками, пишут статьи в газеты и пробуют себя в поэзии. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми.
       Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей.  

Признаки одарённости:
 одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
 его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его све
рстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
 одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
 они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством
, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
 интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
 они чрезвычайно
требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
 одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
           Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка .

        Каждому ребёнку присущи черты одарённости. Главное, чтобы учитель вовремя заметил  эти индивидуальные отличия и помог ребёнку раскрыть и развить их . Широкие возможности для такого развития имеет внеурочная деятельность ученика, организованная учителем, школой.

 

       Я считаю , что игровой курс «Петербургские сказки» является одним  из средств развития интеллектуальной одарённости ребёнка, так как он формирует познавательную и творческую активность ребёнка  

 Актуальность курса: программа позволяет получить новую информацию по истории Санкт- Петербурга, его достопримечательностей в нестандартной форме, показать, как необычен и разнообразен мир города, вызвать интерес к истории создания памятных мест Санкт- Петербурга ,а также использовать учебные умения для получения новой интересной информации о городе..

Цель курса:

Развитие творческого мышления, речи, воображения школьника через  воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к истории родного города

Содержание курса предполагает решение следующих задач:

1.Обеспечить расширение знаний уч-ся об историческом прошлом Санкт- Петербурга..

2. Совершенствовать формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания у ребёнка патриотических чувств, ценностей, взглядов и убеждений. 

3.Обеспечить формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно.

4. Обучить практическим навыкам работы с предложенными материалами. 

5.Совершенствовать развитие основ личной адекватной самооценки, предоставление возможности проявить себя.

Занятия  в кружке должны

 помочь уч-ся овладеть способами исследовательской и проектной деятельности,

сформировать познавательную и речевую  активность уч-ся

сформировать творческое мышление,

способствовать расширению свободного заинтересованного общения, успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
сформировать умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы,

способствовать повышению активности уч-ся в мероприятия класса, школы, района.  

Содержание программы курса. 

        Весь курс рассчитан на три года, с постепенным усложнением тем и увеличением доли самостоятельной деятельности ребёнка.

В 1 классе – «Петербургские сказки».

Во 2 классе- «Петербургские истории».

В 3 классе- «Петербургские открытия».

           С учётом намеченных задач, такая работа  способствует развитию интеллектуальной и творческой  одаренности ребёнка.

           В курсе  включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям  можно было пройти с детьми по городу и в течении нескольких пешеходных или автобусных  экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось во время занятий. Варианты предложенных тем из планирования  1-3 класса наглядно показывают изменение результативности деятельности ребёнка:

 1 класс « Петербургские сказки»

 

урока

Тема

Виды деятельности

Результат деятельности

1-2

Появление островов, Невы, рек Мойки, Фонтанки. Е. Шварц «Ленинградская сказка»

 Создание образов. Рисование. Игровая

Речевая и творческая активность

3-4

Загадки островов. Заячий остров. Аптекарский остров. Васильевский остров.

Создание образов. Рисование. Изготовление макета (пластилин, бумага) Игровая.

Речевая ,творческая, познавательная активность, развитие мелкой моторики

7-8

Сказки Балтийского моря. Сакариас  Топелиус.  Следы  Унды  Марины.

Создание образов.

Поисковая. Работа в парах с картой. Игровая

Речевая , творческая, познавательная активность. Формирование умения работать с информацией.

30-33

Легенда о Северной Пальмире. Каменный цветок на дороге жизни. Экскурсия.

Игровая. Речевая. Работа в группах. Рисование.

Речевая , творческая, познавательная активность. Форм. умения работать с информацией, умения проявлять своё отношение к окр. миру

 

 

2класс « Петербургские истории»

урока

Тема

Виды деятельности

Результат деятельности

1-6

В царстве фонтанов. Истории и легенды  Петродворца. (Экскурсия + 2 занятия)

Проектная. Рисование.  Игровая. Поисковая. Речевая. Работа в парах и в группах. Речевая устная и письменная

Речевая , творческая, познавательная активность. Форм. коммуникативных навыков, создание презентации.

19-22

Военные были и небылицы. А. Алексеев «Вот какой Пахомов.» С. Дорохов «Морская азбука»

Игровая. Поисковая. Речевая. Работа в парах и в группах. Работа с бумагой и картоном. Конструирование.

Речевая , творческая, познавательная активность. Форм. умения работать с информацией. Развитие мелкой моторики к. р.

28-33

 На балу у Феи. Костюмированный бал в  Елагином  дворце.

Проектная. Рисование.  Игровая. Поисковая. Речевая. Работа в парах и в группах. Речевая устная и письменная

Речевая , творческая, познавательная активность, закрепление этических и нравственных норм поведения

3класс « Петербургские  открытия»

урока

Тема

Виды деятельности

Результат деятельности

1-5

Петропавловская крепость. Удивительное рядом. Собор. Тюрьма. Монетный двор. Музей Космонавтики. (Экскурсия + 2 занятия

Проектная. Рисование.  Игровая. Поисковая. Речевая. Работа в парах и в группах. Речевая устная и письменная

Речевая , творческая, познавательная активность. Форм. коммуникативных навыков, создание презентации

17-21

 Кто такие рыцари? Воины на улицах Санкт-Петербурга. Фотозагадки.

Эрмитаж. Рыцарский зал. .(Экскурсия + 2 занятия)

Проектная. Рисование.  Игровая. Поисковая. Речевая. Работа в парах и в группах. Речевая устная и письменная Создание индивидуального проекта

Речевая , творческая, познавательная активность. Форм. умения работать с информацией, создание презентации

22-23

Детский праздник «Рыцарский турнир»

Игровая. Речевая.

Речевая , творческая, активность.

30-33

Поход в Театр Юного зрителя.

Создание образов.

Речевая.

Речевая , творческая, познавательная активность, формирование коммуникативных навыков.

Фрагменты рабочей программы по курсу показывают  как от речевой ,игровой деятельности ученик  постепенно переходит к групповой работе, а также к индивидуальной исследовательской работе. В процессе индивидуальной работы  юный исследователь выбирает тему для изучения, подбирает информативный материал, проводит наблюдения ,  интервью по теме среди одноклассников, делает выводы. Руководитель проекта — учитель   сопровождает и направляет исследовательскую деятельность ребёнка. Например, выполняя проектную исследовательскую работу по теме «Кто такие рыцари?» ребёнок , собрав необходимую информацию, подготовив презентацию, пронаблюдал, как меняется представление о рыцарях у одноклассников.  Свои выводы он представил в виде диаграммы.  ( см. приложение). Работа вызвала чрезвычайный интерес в классе. А информация  о рыцарях, представленная в такой необычной форме стала основой для прочных знаний по теме в дальнейшем на уроках истории и общего развития в целом.

«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Только при условии привлечения ребенка к различным видам деятельности можно выявить его способности и таланты и способствовать их развитию (человек никогда не разовьет свои творческие способности, если он не будет заниматься творчеством).

Таким образом , формируя познавательную и творческую активность, предложенный курс помогает ученикам  реализовать свои стремления и развить  особые способности, которые называют интеллектуальной  и творческой одарённостью.

Приложение

Интервью

Цель: выяснить знания одноклассников по теме.

1.Вопросы перед презентацией.

-Кто такие рыцари?

-Какие черты характера присущи настоящему рыцарю?


-Есть ли рыцари в наше время?

2.Вопросы после презентации.

-Что нового узнал о рыцарях?

-Есть ли рыцари в наше время?

-Есть ли рыцари в нашем классе?

-Какие предметы в вашем доме напоминают о рыцарях?