Конспект урока по русскому языку

Русский язык 2 класс

учитель начальных классов

Четвертакова Ирина Анатольевна

Конспект урока

Тема:Безударная гласная в однокоренных словах
Цель: создать условия для сопоставления учащимися однокоренных слов с ударными и безударными гласными в корне, составления алгоритма проверки безударной гласной в однокоренных словах, организовать обсуждение  и практическое использование алгоритма в записывании слов с безударной гласной в корне..

Задачи: организация подводящего и побуждающего диалога, работы в парах, создание речевых ситуаций.

Тип урока: закрепление изученных знаний.
Планируемые результаты (предметные).

-уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней.

-уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

-рассмотреть орфограмму «Безударные гласные » на новом морфемном уровне

-закрепить представление о единообразном написании корня слова.

-обогащать речь словами-«Роса, тина, синица, свиристель, снегирь» (Уточнение лексического значения слов)

-активизировать словарный запас при подборе родственных слов.

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные:

определение цели учебной задачи при нахождении корня слова, подборе однокоренных слов, объяснении общности их значения

составлять план (алгоритм ) решения учебной задачи: совместно с учителем и одноклассниками при определении корня и нахождении безударной гласной.

-оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем..
Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, с использованием учебника, дополнительной справочной литературы и ИКТ

-логические

  Коммуникативные: развивать умение оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные результаты
понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтении слов.

— формировать интерес к живой природе

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник Русский язык Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, карточки для индивидуальной работы.

                                                                      Ход урока 

Этапы урока Формы, методы, методические

приёмы

Деятельность учителя Деятельность ученика Вид и форма контроля Проектор, компьютер.
      Осуществляемые действия Формируемые умения    
I.Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Фронтальная.

Индивидуальная Словесный. Слово учителя

Сформулировать тему урока нам поможет орфографическая разминка. Проверяют безударные гласные в словах:1.Болезнь,заболел,боль-ной2. Листок, листовой, полистать.

Вставляют гласные в слова:  Дежурить, дежурный.

Записывают в тетрадь и объясняют устойчивое сочетание (Мы будем работать засучив рукава.)

. умение применять правило при работе с орфограммой, сопоставлять, анализировать

Эмоционально положительный настрой на урок.

Фронтальный, наблюдение учителя,

учащихся

Пректор, компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Актуализация темы урока 1.Подводящий диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Создание проблемной ситуации.

 

С какой орфограммой работали?

Что общего у слов каждой группы?

В чём отличие?  (можно ли проверить написание безударной гласной?)

Какова будет тема нашего урока?

Ане дали задание: подобрать проверочное слово и вставить нужную букву.

 

(т-нуть рыбу из воды…

Проверочное слово » тянуть» или » тина» ?

Для слова

в- дяной, проверочное слово «вода» или » «водный»?)

Какая у Ани проблема?

Как ей помочь?

Наблюдают над безударными гласными в однокоренных словах.

Озвучивают тему урока:  «Проверяемая безударная гласная в однокоренных словах.»

 

 

 

 

 

 

Наблюдают, рассуждают, делают вывод.

 

 

 

 

Проверочное слово » тянуть » связано с главным по смыслу.

 

 

 

В проверочном  слове «водный»гласный в корне стоит под ударением

 

 

Озвучивают проблему: «затрудняется подбирать проверочное слово»

Предлагают варианты решения проблемы.

Умение сопоставлять, сравнивать, выде -лять общий признак у однокоренных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение пользоваться правилом, рассуждать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное

(спомощью учителя) формулирование познавательной цели.

 

Коллективный.

Наблюдение учителя,

 

 

 

 

 

 

 

 

Пректор, компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Основной этап урока. —-Формулировка учебной задачи.

Создание алгоритма.

 

 

Организация работы в группах..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте составим памятку-алгоритм  с которой Ане и другим ребятам будет легче подбирать проверочное слово. Работают в группах, общаются, рассуждают, анализируют, собирают алгоритм проверки безударной гласной в корне:

1. Найти корень

2.Поставить ударение.

3.Найти безударный гласный.

4. Подобрать однокоренное проверочное слово.

Составление плана (алгоритма ) решения учебной задачи при определении корня и нахождении безударной гласной. Групповой, фронтальный, устные ответы. Пректор, компьютер

 

Динамическая пауза Показ видеоряда  с музыкальным сопровождением..(сло-во» роса»)

 

 

  Выполняют упражнения на расслабление и растяжку мышц рук, спины.     Пректор, компьютер

 

Усвоение алгоритма.

Закрепление представления о единообразном написании корня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация диалога- рассуждения по материалу учебника с использованием составленного алгоритма. Что такое роса?

Составьте предложение со словом «роса».

(Учебник , упр.66)

Какое задание нам даёт учебник?

Прочитайте предложения.

Найдите родственные слова.

Запишите эти слова в тетрадь и поработайте с ними по алгоритму.

Какое проверочное слово подобрали? Почему?

(Учебник, упр.67)

А можно использовать алгоритм для группы однокоренных слов?

Какое задание даёт учебник?

Работаем по строчкам.

 

 

 

 

 

Объясняют значение слова «роса»,составляют предложения о росе. Анализируют предложения о росе в учебнике,

Упражняются в использовании алгоритма проверки безударных гласных. Подбирают проверочное слово.

Обогащение речи словами- названиями природного явления (роса),умение работать по плану. Фронтальный,

Индивидуальный

 
IV Домашнее задание Озвучивает творческого домашнего задания. Подобрать другие однокоренные слова с корнем «корм» , составить с двумя из них предложения и записать Записывают домашнее задание в дневник. Ориентировка в пространстве, Списывание с проговарива-нием Фронтальный  
V Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Подводит итог урока.

Организует рефлексивную деятельность уч-ся.

Какую проблему помогли решить Ане?

Какие шаги в алгоритме записали?

Какое правило проверки вспомнили?

Мы справились с поставленной задачей?

Оцените свою работу.

 

Вспоминают познавательную задачу урока.

Повторяют шаги алгоритма.

 

 

 

Повторяют правило проверки безударной гласной.

 

Оценивают свою работу.

Логические,

Речевые,

Самооценка.

Фронтальный, индивидуальный.