О новых образовательных стандартах

 

Стандарт второго поколения в начальной школе.(И.Д. Чечель,д-р пед. наук, профессор, первый проректор АПК и ППРО)

Образовательный стандарт — это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Автор статьи знакомит с концепцией нового федерального государственного стандарта, дает рекомендации по изучению материалов и документов, обеспечивающих его реализацию.

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем — глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Именно поэтому, в преддверии введения стандартов второго поколения в начальной школе, интересен международный опыт решения этой задачи.

Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США «Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования», началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира. В публикации «Спасут ли образование государственные стандарты» Д. Майер, профессора педагогического факультета Нью-Йоркского университета, директора школы в Бостоне, видного международного ученого, говорится о том, что более 25 лет реформирования американской школы не решили всех ее проблем.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт) подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Стандарт образования — это один из основных элементов модернизации российского образования. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название «Три Т». Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

к содержанию основных образовательных программ;

условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

результатам освоения основных образовательных программ.

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

сохранение единства образовательного пространства России;

равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

преемственность ступеней общего образования.

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа — воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Остановимся на некоторых содержательных аспектах предлагаемой концепции, в частности на «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (далее — Требования). Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область «Русский язык» и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

Личностные результаты обучения — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения — это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения — это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта, очевидно, будет сопровождаться массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Это утверждение базируется, с одной стороны, на тщательном изучении представленных материалов по стандартизации, а с другой — на многолетнем опыте работы в системе дополнительного педагогического образования. Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы обязан изучить лично. В приложении представлен перечень проектов документов и материалов, обеспечивающих реализацию стандарта. Это тот самый случай, когда все должны вспомнить о необходимости самообразования. Может быть, не все при этом будет понятно, что-то вызовет необходимость обсудить проблему с коллегами в режиме «круглого стола» или на заседании (или цикле заседаний) школьного методического объединения учителей начальной школы.

Важна также работа с родителями, ведь в начальной школе они почти всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности. Сейчас такая практика может больше навредить, чем помочь учителю, так как изменились не только требования к образовательному процессу, но и само содержание образования.

Приложение

Перечень проектов документов и материалов,

обеспечивающих реализацию Стандарта

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации.

Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Аналитический обзор.

Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы).

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Планируемые результаты начального общего образования.

Базисный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли».

Примерные программы начального общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования.

В российском образовании понятие «стандарт образования» впервые появилось в начале 90-х гг. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов первого поколения, над которыми работали ученые и практики, выстраивая цепочку норм, правил, упорядочивающих содержание образования.

Способности мотивированной компетентной личности:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования определяют:

соотношение части основной образовательной программы начального общего образования, обязательной для реализации в образовательном учреждении, выраженной в количестве учебных занятий, и части, формируемой участниками образовательного процесса;

cостав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе;

объемы содержания учебных предметов, выраженные в количестве учебных занятий;

соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся;

направления воспитательной работы в образовательном учреждении, в т. ч. работу

по духовно-нравственному воспитанию;

технологии оценки требований к результатам освоения основной образовательной программы;

направления работы образовательного учреждения по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни;

структуру основной образовательной программы начального общего образо

Елена Низиенко: «Каждая школа должна работать на результат, сформулированный в стандарте».

О том, что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования, в интервью «Вестнику образования» рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России ЕЛЕНА НИЗИЕНКО.

— Елена Леонидовна, какие изменения в связи с введением нового стандарта почувствуют ученики начальных классов?

— Дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней — руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования — темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования — делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

— Но ведь и раньше школа формировала личностные качества, и раньше стоял вопрос об улучшении условий образовательного процесса.

— Да, но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Новизна стандарта в том и заключается, что все эти требования теперь описаны в одном документе.

Мы всегда много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было. Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

— Какие шаги должен предпринять директор школы, получив утвержденный стандарт?

— Первое, что должен сделать директор, — организовать разработку образовательной программы своего учреждения. Основой для этого, руководством к действию должна стать примерная образовательная программа — один из документов, сопровождающих стандарт. Разумеется, школа может добавить в программу что-то свое: в начальной школе часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 20%, в стандартах для среднего и старшего звена эта доля будет расти. В стандарте определено примерное количество часов на внеурочную деятельность, обязательный минимум и возможный максимум учебной нагрузки.

Основная образовательная программа образовательного учреждения — это обязательства учреждения, которые оно на себя берет. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Родители могут предъявить школе претензии в случае невыполнения положений программы.

Новый стандарт определяет, что в структуре образовательной программы школы обязательно должны быть программы духовно-нравственного воспитания и развития, формирования универсальных учебных действий, коррекционной работы и другие. Директор, административная команда школы организовывают разработку этих программ, привлекая органы самоуправления в том числе. И на основе этих документов школа осуществляет деятельность по соответствующим направлениям, обеспечивая достижения результатов, требования к которым  заданны стандартом.

— Переход на новый стандарт — это переход на новые учебники?
— Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник — одно из важнейших средств обучения. Правила экспертизы учебников остаются прежними — чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать стандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако поскольку стандарт не описывает подробно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданны стандартом.

С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. На мой взгляд, и в ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

При этом необходимо понимать, что учебник — это всего лишь средство реализации стандарта. В то время, когда стандарта не было, учебник фактически заменял собой и стандарт, и примерные программы. Учителя так и говорили: «работаем по учебнику». Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником.

— Принципиальное новшество, введенное Законом, — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Как они сформулированы в новом стандарте?

— Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно, и ответственность за создание условий в зависимости от имеющихся средств несет директор школы и учредитель, то есть в большинстве случаев муниципалитет.

Если требования не соблюдены, то и результат будет другой. В данном стандарте была предпринята попытка сформулировать условия функционально: например, не указывать, какие конкретно карты должны быть в каждом кабинете географии, но определить, чему должен научиться ребенок с помощью этих карт. В этой ситуации одна школа может приобрести традиционные бумажные карты, а другая — предложить детям электронные карты, которые можно анализировать с помощью компьютера, интерактивной доски, интерактивной парты.

В стандарте описываются требования — к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. Особенно важны требования к кадрам. При этом известно, что с качеством педагогических кадров в нашей стране дела обстоят не очень хорошо: средний балл ЕГЭ, с которым в этом году абитуриенты поступали в педагогические вузы, невысок, и далеко не все эти абитуриенты идут в педагогику по призванию. При этом, конечно, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны добротные методические пособия, описывающие каждый шаг и позволяющие работать на достижение результатов, а для других — ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс.

— Сумел бы реализовать данный стандарт учитель 1980-х годов?

— Если он использовал бы только те средства, которые были доступны в 1980-е годы, то нет. Если же он начнет работать в современных условиях и пройдет соответствующую подготовку, то да, сумеет. Двадцать лет назад речи не было об информационно-образовательной среде, тогда только самые передовые учителя и школы задумывались о компетентностном подходе и метапредметных результатах — учитель действовал в рамках известной триады «знания — умения — навыки». Были попытки проведения интегрированных уроков — например, конкретный период на уроках истории изучался одновременно с литературой и музыкой этого периода, но это вряд ли можно было назвать метапредметным подходом, просто учителям хотелось, чтобы дети лучше поняли темы из разных предметов в их сочетании. Теперь же стандарт дает учителю понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.
— Руководители Минобрнауки России неоднократно говорили о необходимости учесть в стандарте достижения комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в 31 регионе. Это удалось?

— По масштабам и значимости для российской системы образования комплексные проекты можно сравнить с полномасштабным переходом к ЕГЭ: мы получили огромный массив информации. Сейчас можно говорить о самых первых и главных результатах КПМО. Это отработка механизмов, позволяющих реально повысить зарплату качественно работающим учителям, переход от простого сметного финансирования системы образования к формированию бюджетов на основе норматива; общественность стала реальным участником формирования образовательной политики на всех уровнях, определены подходы к оценке качества образования, к созданию современных условий обучения. Эти результаты требуют глубокого анализа и последующего распространения (напомню, что мероприятия по комплексной модернизации образования в субъектах Российской Федерации еще не завершены).

Однако в стандарте сделана попытка формализовать первые результаты, например, в части определения требований к условиям. Здесь учтены именно те требования, которые предъявлялись к участникам КПМО по созданию современных условий обучения.
— Не слишком ли сложной окажется распределение стимулирующей части фонда оплаты труда с участием общественности для тех регионов, где такой практики пока нет?

— В этом нет ничего сложного, и такая практика уже внедряется даже в тех регионах, которые не участвуют в КПМО. Показателен опыт Пермского края, который вступил в КПМО только в 2008 году, но уже в 2007 году начал внедрять новую систему оплаты труда в соответствии с модельной методикой. А Чеченская республика фактически вошла в проект после того, как был определен 31 победитель, и нововведения там появлялись без поддержки из средств нацпроекта «Образование».

Общественное участие, конечно, нужно развивать. Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители. Стандарт во многом обращен к общественности, потому что система образования не может сама себя оценивать.

Прочитав стандарт, директор школы, ее учредитель поймут, каким должен быть результат и условия его реализации, а родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет.

— Какова здесь грань между желаемым и действительным? Можно нарисовать портрет идеального выпускника, что и было сделано разработчиками стандарта, но

— Портрет выпускника — это, действительно, идеал, к которому школа должна стремиться. Именно таким мы все вместе, то есть общество, хотим видеть каждого ребенка — почему бы не зафиксировать наши представления? А требования к результатам более конкретны, и школа обязана их достичь.

— В одной из версий проектов стандарта было сказано, что выпускники начальной школы должны уметь использовать в своих выступлениях аудио-, видео- и графические изображения. Очевидно, на этапе доработки стандарта было решено, что это явно завышенное требование?

— Современные дети — другие. Если 15 лет назад мы не знали о существовании мобильных телефонов, то сегодня это реалии нашей жизни. Компьютер для детей — привычный инструмент, среда обитания, а их учителям для освоения компьютера приходилось переживать чуть ли не психологическую драму. Наверное, не стоит считать использование аудио- и видео- в выступлениях обязательным требованием к четверокласснику, все-таки нужно соотносить требования с возрастными особенностями, и потому целесообразнее говорить о приобретении первоначального представления о компьютерной грамотности. Но, на мой взгляд, у современных десятилетних детей тут проблем не возникнет.

Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов — например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования.

— В какой мере в формировании таких качеств должна участвовать школа? Стоит ли возлагать на нее ответственность? Может быть, здесь в большей степени играют роль врожденные особенности характера конкретного ученика, качества личности, влияние семьи, улицы, масс-медиа?

— Конечно, ребенка формирует не только и не столько школа, но и семья, социум, в котором он живет. Тем не менее нельзя считать, что те или иные личностные результаты для одних детей достижимы, а для других нет. У классных руководителей и в прежние времена был план воспитательной работы, в котором они ставили задачу формирования у своих учеников определенных качеств. Есть много факторов, определяющих особенности личности ученика, и задача учителя в этой ситуации — не просто формировать или развивать необходимые качества в рамках образовательного процесса, но и взаимодействовать для этого со средой, в которой растет ребенок: с его родителями, с его окружением. Ведь ученик — это не только «продукт» школьного образования, но и часть социальной среды.

Учитель должен понимать и другое: что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя — это в большей степени роль проводника в мире информации.

— В последние годы много говорится о необходимости духовно-нравственного воспитания в школах, сейчас этот вопрос актуализировался в связи с предстоящим экспериментом по изучению основ религиозной культуры. Были даже предложения ввести в стандарты для всех уровней школьного образования раздел «Духовно-нравственное воспитание» и выделить на него два часа в неделю.

— Духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться каким-то одним предметом, даже если учитель этого предмета рассказывает об основах нравственности и культуры, в том числе духовной, религиозной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование и развитие в ребенке личностных качеств, которые не позволят ему совершать безнравственные поступки. Материал для этого может быть самым разным — от изучения основ религиозных культур до социально значимых практик, в числе которых — например, помощь ветеранам. Источником духовно-нравственного воспитания должна быть школьная среда, весь школьный уклад.

— Когда министерство планирует представить на обсуждение и утвердить стандарты для средней и старшей школы?

— В настоящее время идет доработка стандарта для основной школы, и в этом документе, конечно, предусмотрены преемственные, но качественно иные требования к результатам и условиям, потому что подростковая школа работает иначе, нежели начальная. В начальной школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, в подростковой школе ребенок должен иметь возможность попробовать как можно больше различных видов деятельности. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, будет иным. Очевидно, стандарт для средней школы будет вынесен на обсуждение до конца этого учебного года и затем утвержден. В этом случае те школы, которые готовы к внедрению стандарта для основной школы, смогут его вводить.

Следующий этап — работа над стандартом для старшей школы: уже проводятся обсуждения концепции учебного плана.

Беседовал Борис Старцев

От редакции: полный текст Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования читайте в приложении № 3 (2009 года) к журналу «Вестник образования».